Литература Азии
Персия и Иран Арабский мир Израиль Кавказ Средняя Азия Индия Пакистан Китай Тибет Корея Вьетнам Таиланд Япония
Поэзия История, политика, война Философия и религия Художественная проза Фольклор и сказки Для детей
Древние миры Средние века Новое время Двадцатый век


Список авторов и произведений Абу-ль Аля МаарриАль-МутанаббиДжамиЕгишеЛао ЦзыОмар ХайамПремчандРабиндранат ТагорСаадиСунь ЦзыУвайсиХафизШота Руставели



Читальный зал

Арабская литература

Арабский вклад в цивилизацию мира, связывается с большим вниманием, уделяемым исламу и развитием халифской империи. Сведения об истории Аравийского полуострова в доисламский период очень незначительны и содержат множества неясностей. Несмотря на это, арабская литература, в большей части поэзия, находила свое применение еще до момента признания Пророка Мухаммеда. Бедуинами был разработан максимально точный и довольно нестандартный язык. Посредством стараний филологов позднего периода, нам предоставлена возможность ознакомления с образцами ораторского и арабского искусства, исторических рассказов и изречений.

Наибольшее выражение вдохновения проявлялось в поэзии доисламского периода. Основными темами, которые восхваляла поэзия, являлось осмеяние пороков, любовь, в своей основе расставания, почитания героев, изображения пустынных пейзажей, в одно и тоже время опасной и грубой, но и обладающей живописными пейзажами, со зноем днем и холодом ночи, растениями и дикими зверями.

Образцы старины поэзии арабов, берут свое начало с 6-го века до нашей эры, что отделяется всего одним веком от исламского зарождения. Естественно, происхождение стихов обозначилось значительно раньше. Хотя исключительно к указанному времени, стал складываться определенный стиль, который определялся строгими правилами характеризующими размеры, характеризующийся слоговой долготой и схемой рифмовки и единенной рифмы на всем протяжении стиха, а также особенностями стиля.

Филологи более позднего периода, во времена прошедшего пика развития арабской культуры, собирали былые стихотворные формы и формировали их в форме, так называемых «диванов» (собрание поэзии одного или нескольких авторов, относящихся к единому поселению) или же антологий, которые включают лучшие образцы поэтических форм.

К последним поэтам относятся – Муфаддалият, Музаххабат, Асмаият и Муалакат. Большей известностью пользуется Антара, ан-Нагиба аз-Зубьяни, славивший своими словами царей Месопотамии, Сирии и Имру-уль-Кайс, обделенный представитель царских кровей, который умер в изгнаниях.

Для всех истинных мусульман мира, Коран является живым словом Аллаха, которая не только содержит Истину веков, но и определяет самое совершеннейшей достижение в литературе. Коран неповторим, а тот, кто не согласен с данной догмой Абу-ль-Аля аль Маарри и ибн-аль-Мукаффа, объявились еретиками, неверующими и богохульниками.

В самых ранних сурах писания, в которых чувство религии достигает определенных вершин и господствуют мотивы возвеличивания Аллаха и ожидания Суда. Книга наполнена духом величия, а поздние ее главы посвящаются в своей основе обрядовыми и правовыми предписаниями. Значительное влияние оказывает Коран на продвижение арабского стиля древности, модифицирую произведение раннего развития арабского мира в особое послание не только религиозности, но и образованию словесности. Период открытия Корана и его признания, занимал больше 20 лет, приблизительно с 610 года нашей эры и до смерти пророка, датируемой 632 годом.

Поэзия. Завоевание персидских и византийских территорий от атлантического африканского побережья и до Средней Азии, только за одно столетие смогло кардинально изменить культурные арабские взгляды и их социальную среду. Несмотря на ожидания, новшества, внесенные в жизненный образ не смогли оказать должного действия на литературу. Между тем, определенные изменения можно отметить уже и у поэтов, которые прекратили описывать пустынную жизнь. Один из них, Омар ибн-Аби Рабия, стал описывать своевольную, но романтическую любовь. Второй – халиф аль-Валид II, принялся описывать классику ритмики народной песни любви.

Подобное направление стало набирать обороты в периоды зарождения династии Аббасидов, в момент утраты арабской цивилизацией специфических особенностей происхождения бедуинов. Одними поэтами сохранялась преданность преданиям доисламского периода, прочие искали в своих выражениях новое мировосприятие. Многие, посредством художественной формы, смогли сформулировать вопросы, которые не имели места в общепринятых для поэзии старины понятиях, и относились к вопросам религии, этики и философии.

К одним относятся такие поэты как абу-Таммам, аль-Бухтури, аль-Мутанабби. К типичному представителю нового стиля относится Абу-Нувас, который в своей основе писал о прелестях любви и чувств, охоте и вине. Поэзия Башар ибн-Бурды, у которого имелись сомнения относительно его исламского происхождения, относительно вечной борьбы между Злым и Благообразным началами, а также Абу-ль-Атахии, который смог в своих произведениях отразить самые скрытые настрои подвижничества, подобающее место занялось религией и философией. Несколько позже, поэт, который с самого раннего детства был слеп – Абу-ль-Аля аль-Маарри, утверждал в достаточно изощренном и неподражаемом стиле несовершенство имеющихся религиозных настроение и концессий. Его направленность мысли отличают зародыши индийского и неоплатонического мышления.

Однако традиция стилей определяла высокие идеалы в беспрекословном подражании образцам старины. В многочисленных сборниках, называемых диванами, которые создавались в последующие годы на пространстве от Турции и Персии до Испании, где основным языком литературы являлся арабский, никаких более или менее значимых новшеств не было обнаружено.

Исключительно только две сферы, не поддерживающие условные понятия стиля, нашло свое воплощение настоящее мироощущение, в частности в мистике стихотворений и любовных песнях народа. Суфийский наиболее значимый поэт Омар ибн-аль-Фарид, смог максимально близко подойти к невысказанному опьяняющему душевному чувству. Нашли свое применение и новые размеры стиха, который наиболее интенсивно использовался газелью – формой стиха, основанный строфами, состоящими из четырех с рефреном стихов, что дало возможность более простого выражения любовной гордости и страданий, а что самое немаловажное, применялся тот язык, который был максимально приближен к народу.

Особая любовь арабов к особому построению речи, положила начало такого стиля прозы, который на первое место ставит манера изложения, а уже потом и само содержание. Первое столетие появления халифата еще находило место обсуждение политики. Чуть позже, когда самовластие развивалось, процесс полностью прекратился и красноречие религиозного, этического и литературного характера смогло находить свое применение только исключительно в проповедях и увещеваниях, а к тому же в различных учениях, затрагивающих самые разнообразные темы.

Централизация основной власти дало возможность повышения положения писарей и чиновников, которые и производили на свет официальные бумаги, что и стало основными носителями культуры энциклопедии. В космополитическом эпохальном центре, в городе Багдад, а точнее в его образованных кругах, Амр ибн-Бахр аль_Джахиз создавал жанр эссе литературной направленности, при этом создав огромное количество маленьких трактатов, которые были изрядно приправлены анекдотами, цитатами, учениями и сведениями о различных диковинах.

Высказывая определенный, неглубокий интерес к философии и науке Греции и мудрости Персии, выказывая старания в изучении арабских наук и поэзии, им были предприняты стремления к соответствию арабским идеалов, обозначаемых словом «адаб», который к тому же требовал благого воспитания, сочетающегося с культурным уровнем политики и ученостей. В итоге, «адаб» составлялся смесью греческого, персидского и арабского начал, которые и возвели исламскую религию в ранг мировой. Значительная часть литературы арабских стран посвящается «адабу», к которому относятся сборники афоризмов и анекдотов, которые аккуратно соотнесены с различными обозначенными тематиками.

К большому сожалению, множество работ, выполненных арабскими литературами, не имеют своего авторства. Большинство работ дошли до наших дней как имеющие безымянные высказывая различных направленностей.



Абу-ль Аля МаарриАбу-ль Аля Маарри  
Родился Абу-ль Аля в филологической семье, в Мааррат Ан-Нуман Сирии. По достижению трех лет лишился зрения. Однако этот факт не стал преградой в приобретении внушительного запаса знаний филологии, а также произвести на свет больше, чем 30 сочинений различной направленности и тематики.

Аль-Мутанабби  
До наших дней от Аль-Мутанабби дошли более сотни касыд (од) и около двухсот небольших стихотворений и их фрагментов. Язык в его произведениях был очень богат, а композиция содержала много новшеств. В одном из своих стихотворений Аль-Мутанабби утверждает, что его поэзия настолько мощна, что ее могут читать даже слепые, и слова так наполнены смыслом, что их услышат даже глухие.





Следующая страница: Израиль

    • Главная   • География   • Арабский мир  
    © Литература Азии, 2008-2015        о проекте    карта сайта    что читаем